Сам Иерусалим, как уже упоминалось, изначально был тесно связан с историей движения под знаменем Таухида (Единобожия). Со времен взятия Иерусалима Умаром ибн аль-Хаттабом город получил исламское название Бейт аль-Мукаддас, однако с 798 года он стал именоваться просто Аль-Кудс. Это произошло после того, как за год до этого его посетил аббасидский халиф аль-Мамун, который приказал произвести ремонт мечети Куббат ас-Сахра. Еще одно мусульманское название Иерусалима, получившее распространение с тех пор Аль-Кудс аш-Шариф, то есть Высокочтимый (Благородный) Аль-Кудс.
Таким образом исламское название закрепилось за этим священным городом еще в третьем веке хиджры, или в конце седьмого века по христианскому летоисчислению.
В действительности же мечеть Куббат ас-Сахра была возведена позже первого здания Аль-Аксы, она была построена в 691 году н.э. (76 г. хиджры) при омейядском халифе Абдель Малика бин Мирвана по проекту палестинских инженеров и архитекторов Раджи бен Хайвы и Язида бен Саляма. Эта мечеть находится примерно в середине мусульманского священного архитектурного комплекса, включающего в себя Аль-Аксу.
Куббат-ас-Сахра возвышается над окружающей ее территорией примерно на 4 метра и с четырех сторон окружена лестницами с аркадами. Мечеть убрана изысканными орнаментами и богатым декором, выдержанном в зеленых, синих и золотистых тонах: украшениями из мозаики, мрамора, дерева, стекла, керамической и изразцовой плиткой, каллиграфическими надписями, содержащие суры Корана и формулы Единобожия, драгоценными камнями и самоцветами.
Сады и деревья, изображенные художником на стенах Куббат ас-Сахра, а также общая гармония цветов призвана напомнить молящимся мусульманам о рае. А часто повторяющиеся изображения двух корон византийской и сасанидской, по мнению специалистов, символизируют победу Ислама над двумя империями - Византией и Персией. На внешних фасадах мечети Купол Скалы начертана шахада в различных вариациях, прославления Единого Аллаха и Его Пророка Мухаммада (мир ему).
Что касается собственно Аль-Аксы, то эта мечеть была построена при халифе Умаре ибн-аль-Хаттабе в 634-644 гг. н.э. (13-23 гг. хиджры). Здесь стоит сделать важную оговорку, что речь, конечно же, на самом деле идет о воссоздании мечети, ибо Аль-Акса считается вторым в истории человечества храмом Единобожия. По сути дела, именно она является тем самым «третьим храмом», о восстановлении которого так пекутся иудеи, согласно Исламу, утратившие милость Всевышнего из-за того, что отклонились от пути Единобожия, убивали пророков и творили нечестие.
Однако то, первое здание мечети, не смогло противостоять природным факторам, и поэтому в 709-714 гг. н.э. (86-96 гг. хиджры) было отстроено второе помещение Аль-Аксы. Эта мечеть прямоугольной формы состоит из большой галереи с мраморными колоннами и завершается большим полусферическим куполом в южной части, внутренний слой которого украшен мозаикой, а верхний устлан медными позолоченными пластинами, которые в настоящее время заменены свинцовыми листами в связи с реконструкцией.
В состав священного комплекса также входят несколько минаретов, такие, как Баб аль-Магариба, Баб аль-Сильсиля, Баб аль-Гаванима; ворота Баб-Асбат, Баб аль-Хатта и Баб аль-Атам, множество сооружений с купольными покрытиями и колодцев для омовения, галереи, использовавшиеся в истории в качестве места для намаза и школ-медресе, медресе Аль-Гадирийа, аль-Каримийа, аль-Аухадийа, аль-Баситыйа, аль-Давадарийа, аль-Аминийа, аль-Фарисийа, аль-Маликийа, аль-Асардийа, представляющие собой религиозную, культурно- историческую и архитектурно-эстетическую ценность.